Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» с. Каменный Брод

Лариса Чугурова

   Особое место в истории села занимает храм. Из архивных материалов известно, что строился он на крестьянские копейки. Началось строительство в 1829 году. Тогда для приготовления раствора каждая семья пожертвовала по 50 яиц. Освящён храм был 31 мая 1831 года местным благочинным, священником с. Хворостянка Михаилом Каменским. Престол был один — в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Здание храма, по тем временам, было огромным. Его площадь составила 400м2, высота центральной части здания 9м, трапезной — 6м, высота колокольни — 20м. Церковь вмещала до 1000 человек.
Прихожане заботились о благоустроении своего храма и прилегающей к нему территории. Посадили фруктовый сад, в 1883 году к зданию церкви пристроили колокольню. Звон колоколов был слышен в округе на 3 км. Звонили в колокола не только во время церковной службы, но и в зимнюю непогоду, чтобы помочь заблудившимся путникам выйти к жилью. В 1887 году вокруг храма установили ограду с кирпичными столбиками и кованной изгородью. На столбиках установили шары из цветного стекла: красные, синие, жёлтые, зелёные. В хорошую погоду, когда лучи солнца попадали на них — казалось множество радуг окружают храм.
В храмовой библиотеке в начале XX века числилось более полутора сотен томов. В 1894 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. В конце века число учащихся в ней достигло 90 человек.

В феврале голодного 1888г. в школе была открыта на средства Николаевского отделения епархиального училищного совета бесплатная столовая для самых бедных учеников. В первый день здесь питалось 26 человек, а во второй — уже 30. С первого дня к этому благому делу стали подключаться сердобольные односельчане, помогающие кто деньгами, а кто продуктами. Устроители писали: «…Бог не без милости, а русский народ не без любви к страждущим — на доброе дело он не скупится, в чём мы и уверены, как получившие в первый же день по открытии столовой 5 рублей от одного лица… Начали жертвовать и продуктами: так одно лицо пожертвовало 7 фунтов постного масла, другое — рыбы, третье — муки.»

В 1915 году школа была закрыта, так как учителя призвали на фронт.
На протяжении всего времени в церкви проводились ежедневные службы, осуществлялась проповедническая деятельность с целью православного просвещения прихожан и исполнения долга благотворительности и милосердия. Помимо богослужения в храме, проводились уличные крестные ходы и паломничество по святым местам, например в Чагринский монастырь и Вавилов Дол.
О том, что православная вера была крепка и воспитание правильным говорит тот факт: потерянную кем-то вещь, будь то кошелёк, одежда или бельё, унесённое ветром, вешали на церковную ограду, чтобы хозяин увидел и взял свою вещь. И никто не посягал на чужое имущество.

Церковная деятельность способствовала воспитанию законопослушных добросовестных граждан Российского государства, готовых в любое время выполнить свой патриотический долг по защите Отечества.
Ровно сто лет храм в селе Каменный Брод был действующим — в 1931 году новые власти закрыли храм. Последний священник — Михаил Радаев вынужден был отречься от сана. Но от веры он не отказался. Дом, где он жил с семьёй, несколько раз поджигали, и ему пришлось уехать из села.

Постановлением Средневолжского Крайисполкома от 26 июня 1932 года церковь была закрыта с целью использования её под культурные нужды села. В храме открыли клуб. Поступил приказ снять кресты и колокола. Представители безбожной власти пришли к Ивану Казимову, который часто заменял звонаря, и велели снять церковные колокола. Он сказал, что покажет, как развязать, но сам развязывать и снимать не будет. Залез Иван на колокольню с горючими слезами и зазвонил, как раньше приходилось ему звонить. Сначала пасхальный звон прозвонил, потом погребальный, как будто покойника несли на кладбище. Около церкви собрался народ со всего села. Все пали на колени и рыдали, слушая последний звон любимых колоколов. Это было прощание со святыней. Когда сняли большой колокол, один из местных мужиков взялся разбивать его кувалдой. При ударе образовалась трещина, и его рука застряла в ней. Он быком ревел, говорили очевидцы.

Вообще, знаменательно то, что все, кто рьяно разрушал церковь вскоре поумирали. Ночами люди слышали, как из закрытой церкви доносился плач Божией Матери. Первое время храм пустовал. Потом там устроили клуб. Но завклубом вскоре отказалась от должности. Она рассказала, что видела посреди бела дня в новоиспечённом клубе видения: от центрального купола спускалась Божия Матерь с Младенцем. Через несколько лет в храме, вместо клуба, устроили зернохранилище. Эти воспоминания Павлы Ивановны Кельчиной, внучки последнего старосты Каменно-Бродского храма, напечатаны в сборнике Антона Жоголева «Новые мученики и исповедники Самарского края», вышедшего в издательстве «Самара» в 1996 году.

Храм прослужил зернохранилищем до конца 90-х годов XX века. Очевидцы рассказали, что с купола стали часто падать кирпичи. То на крышу машины упадут, то на капот трактора, то на кучи зерна, как бы посылая знаки людям.
Осенью 1997 г., по инициативе П.И. Кельчиной, был проведён сход жителей сёл Каменный Брод, Колывань и посёлка Чапаевский. Решением схода было ходатайство об открытии прихода храма в честь иконы Божией Матери «Казанская».

           В 1998г. приход был зарегистрирован, здание церкви передано верующим, но действующим он стал только в 2004 году, когда был назначен настоятель — отец Алексей Чичановский.
Благодаря его молитве и усердию в храме регулярно совершается богослужение, ведутся восстановительные работы и организованы социальная и миссионерская деятельность.

Внешне храм несказанно преобразился, засияли золотом купола, зазвучали колокола, установили ограду и построили трапезную.
Во время прокладки системы отопления около храма в июле 2007г., были найдены останки священнослужителя. Сделали перезахоронение, установили памятник. Находка эта очень символична.
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 2011 г., в рамках уставной деятельности прихода, был открыт Семейный Православный Центр «Радуга». Цель его создания — православное воспитание и просвещение прихожан. Через общие дела — будь то подготовка и проведение Рождественской ёлки, организация «Пасхального фестиваля», участие в спектаклях, беседах и лекториях, паломничество или трудничество в храме или в Православном центре — родители и дети вместе идут к Богу.

                                                                             Возрождается храм, возрождаются традиции, в душах людей пробуждается православная вера.

Составила руководитель
Семейного Православного центра «Радуга»
Чугурова Лариса Викторовна